В мире меняются подходы к лечению туберкулеза, ВОЗ вскоре выдаст новые рекомендации по инфекционному контролю, а пациенты выступают за послетестовое консультирование.
24-27 октября в Гааге (Нидерланды) состоялась 49-я международная конференция по здоровью легких под лозунгом «Заявляем о своих правах: социальные и политические решения». Новинки, решения и инициативы пациентских сообществ – в обзоре портала MinusVirus.
Эксперт по общественному здоровью поделилась в Фейсбуке главными инновациями конференции. По ее словам, с 2016 года новых препаратов для лечения резистентного туберкулеза не изобрели, однако подходы к лечению изменились кардинально.
Главные тезисы конференции
– в конце 2018 – начале 2019 ожидаются новые рекомендации ВОЗ по инфекционному контролю.
– ВОЗ отказалась от антибиотиков канамицин и капреомицин не только из-за их высокой ото- и нефротоксичности, но из-за низкой эффективности в комбинации с другими препаратами второго ряда. Продолжение использования инъекционных препаратов в схемах (амикацина того же) возможно только при регулярном мониторинге слуха (эх, даешь аудиометры в каждую противотуберкулезную больницу;
– генетические методы определения резистентности набирают обороты, и скоро вытеснят фенотипичные. Важно не только понимать, что данный штамм резистентный к конкретному препарату или нет, но и тип мутации, поскольку от типа мутации зависит, можно ли назначать конкретный препарат, и в каких дозах. Надеюсь, что этот метод и в Украине выйдет на уровень мировой известности;
– наука на месте не стоит: если два года назад я писала о новом типе скрининга ТВ по моче для ВИЧ положительных пациентов с уровнем CD4 менее 100 клеток – AlereLAM, и это был прорыв; то уже сегодня завершаются исследования по более чувствительному тесту – FujiLAM, который имеет чувствительность выше процентов на 30, и может быть использован для пациентов с CD4 меньше 200, а в перспективе и для всех пациентов. AlereLAM уже давно на рынке, стоит 3,5 доллара за тест (в Украине пока не используется, но вот-вот уже скоро)
– GeneXpert теперь используют не только для диагностики ТБ, но и для диагностики гепатитов, ВИЧ (количественной и качественной) и некоторых ИППП. Картриджи дорогие, но такое тестирование может быть актуальным для отдаленных учреждений, откуда транспортировки будет еще дороже. Кроме того, так можно загрузить приборы, несильно загруженные на сегодня;
– в развитых лечебных учреждениях проверяют также концентрацию антибиотиков в крови, потому что индивидуальная фармакокинетика может повлиять на эффективность лечения;
– многие современные больницы уже перешли на УФ излучателя жалюзийного типа, у нас пока массово их не закупают;
– интерферон-тесты становятся все более чувствительными, однако остаются все так же дорогими и для нас недоступными;
– есть исследования, которые показывают эффективность препаратов первого ряда в высоких дозах в лечении как резистентного, так и чувствительного (в сокращенных схемах) туберкулеза.
Украина взяла обязательства по массовому обследованию
Сергей Кираль, глава украинской парламентской платформы борьбы с туберкулезом, на конференции поделился опытом сотрудничества между Global TB Caucus и организациями гражданского общества.
В интервью MinusVirus он отметил, что главной задачей украинской делегации стала конкретизация задачи после принятия в сентябре политической декларации на встрече высокого уровня в Нью-Йорке.
“Украина должна обследовать 56 тысяч человек из ключевых групп на туберкулез до 2020-го года, – рассказал Сергей Кираль. – Мы должны приехать домой, собраться с общественностью и подумать как это выполнить. Сейчас от министра финансов и министра здравоохранения зависит, будут ли средства на диагностику предусмотрены в бюджете. Также Украина должна направить 100 тысяч долларов как инвестицию в научно-исследовательскую работу – на разработку вакцин и лекарств. Если мы ничего не будем менять, то обследуем только половину из заявленных 56 тысяч. Аналогичная ситуация и с детьми. Показатель для Украины – 7 тысяч детей, а мы пока сможем обследовать только 3,5 тысячи детей”.
Что требуют пациенты
Кроме выступления экспертов, клиницистов и ученых, важным направлением конференции стало обсуждение прав пациентов, которые все еще сталкиваются со стигмой и дискриминацией.
«Коммерсант» цитирует Коко Джервис, представителя общественной организации «Глобальная сеть людей, живущих с ВИЧ». По ее словам, «от Балтимора до Бангалора люди с туберкулезом подвергаются дискриминации, их права нарушаются».
Она отметила, что в ряде стран диагноз «туберкулез» является причиной для выдворения мигрантов.
Член правления Stop TB Partnership Тимур Абдуллаев отметил, что, как правило, нарушаются права пациентов с туберкулезом «на конфиденциальность, на информацию, на наивысший достижимый уровень здравоохранения, право на жизнь»:
«Есть вопросы и к протоколам лечения, которые обновляются недостаточно быстро. Например, в сфере ВИЧ: дотестовое консультирование пациента — норма, послетестовое консультирование — стандарт. А в туберкулезе нет понятия консультирования, как нет и таких руководств на национальных уровнях, ни на уровне ВОЗ», – подчеркнул он.
Когда человеку сообщают, что у него туберкулез, что делать дальше, решает врач, «а он может решить в зависимости от настроения». По словам Абдуллаева, пациентское сообщество готовит соответствующий проект и намерено предложить его ВОЗ в ближайшее время.
Яна Казмиренко