В Эстонии нет статьи за заражение ВИЧ-инфекцией, но есть другие способы для того, чтобы на конституциональном уровне воздействовать на судьбы людей.
Шокирующий кейс Антона из Эстонии – показательный пример того, как средства массовой информации влияют на уровень стигмы и дискриминации в обществе. 34-летний мужчина в данный момент отбывает 4-летний строк за то, что заразил сексуальную партнершу ВИЧ. Суд, как и обвинение, посчитал, что он это сделал умышленно.
“Эта история, которая длится уже два года, потрясла всех нас, и продолжается до сих пор, – рассказал Лачин Алиев, представитель Эстонской Сети ЛЖВ на Форуме #Партнерство в Киеве. – Все началось с того, что медиа написали о человеке с ВИЧ, с указанием его имени, фамилии. Мы были в культурном шоке, подавлены, потому что в масс-медиа творилось что то невообразимое. Они раздули ситуацию до космических масштабов, изображая Антона серийным заражателем, ищущим своих жертв по ночным клубам. Можете представить, что было со всеми нами, когда со всех чайников и утюгов сообщали о таком случае таким образом?”.
Лачин Алиев дал возможность осужденному лично рассказать свою историю перед аудиторией форума, позвонив ему в тюрьму и включив громкую связь.
“Я стараюсь не об этом не думать, мне так проще и комфортней, – начал Антон. – Что я чувствую? Немного волнуюсь, уже давно о себе не рассказывал. В молодости я принимал наркотики, и о том, что у меня ВИЧ, я узнал в 2000 году, то есть 18 лет назад. Наркотики я уже давно не принимаю, около 10 лет. Я не женат, пока что, и за последний год у меня было несколько сексуальных партнеров.
Сексуальные контакты у меня всегда были по обоюдному согласию. Также по обоюдному согласию иногда использовал средства защиты, иногда нет. И чуть больше 2 лет назад одна из девушек, с которой мы не виделись продолжительное время, пришла в полицию и написала заявление о том, что я специально заразил ее ВИЧ. По тексту видно, что была колоссальная юридическая помощь при составлении заявления, но суть не в этом. Меня тогда практически сразу посадили.
Занимался моим делом отдел убийств, это такая довольно серьезная организация. Статья, по которой меня потом осудили – “нанесение тяжкого и опасного вреда здоровью”, Тоесть, по простому, “тяжкие телесные повреждения”. У нас в Эстонии нет такой статьи за ВИЧ или за СПИД, поэтому таким загадочным образом натянули статью на меня”.
Не смотря на то, что Антон признан виновным во всех соответствующих инстанциях Эстонии, страновое сообщество ЛЖВ не сложило рук, и подготовило иск в Европейский суд по правам человека. А пока что осужденный ждет окончания строка заключения и не теряет бодрости духа.
“Здоровье у меня хорошее, более-менее. Настроение тоже не плохое, хотя немножко расстроился вчера. Я ведь уже 2 года как в тюрьме, как раз подходило время условно-досрочного освобождения. Но мне вчера в этом отказали. Я в глубине души надеялся, но ничего страшного, осталось еще не так много. Худшее уже позади”.