входит в структуру портала
Новости

«Это выльется в развитие эпидемии». Пациентам уральского СПИД-центра не хватает препаратов

28 июня, 2017

Пациенты СПИД-центра на Урале бьют тревогу: с мая они не получают необходимых препаратов. Вместо привычных трех таблеток в день они вынуждены принимать две, либо переходить на новые схемы лечения. В больницах ВИЧ – инфицированным говорят, что необходимых препаратов не поступило. Общественные организации только успевают принимать от людей обращения. В Минздраве области заверяют, что ни одному пациенту в помощи отказано не было. Корреспондент «ФедералПресс» пообщался с несколькими уральцами с диагнозом «ВИЧ», и выяснил, к чему может привести нехватка лекарств и почему это опасно для здоровых людей. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Препараты, которых не могут дождаться больные ВИЧ — это «Ритонавир», «Абакавир», «Тенофовир», «Олитид». Людям, не столкнувшимся с заболеванием, эти названия мало что говорят. Но для пациентов СПИД- центра прием этих лекарств — привычка, без которой нормальное существования невозможно. В зависимости от схемы, по которой проходит лечение, каждый больной должен ежедневно выпивать не менее трех таблеток. Это позволяет «заблокировать» вирус, избежать возникновения заболеваний, которые обычно «добавляются» к ВИЧ и чувствовать себя нормально в течение дня. Нехватку препаратов пациенты, стоящие на учете в областном СПИД-центре, почувствовали весной этого года.

«Рискую заразить свою жену»

О том, что он болен Андрей (имя по известным причинам изменено) узнал десять лет назад. Долго болел, антибиотики не помогали, врач посоветовал сдать анализ на ВИЧ. Тест оказался положительным. «Иммунный статус у меня на тот момент был 72 клетки. У здорового человека норма — в районе тысячи клеток. Соответственно, был весь «букет» сопутствующих заболеваний: грибки и прочее. Мне сразу выписали терапию – три препарата. С 2007 года я их принимал», – рассказал Андрей.

По словам мужчины, состояние его улучшилось, все сопутствующие болезни ушли и иммунитет повысился. Когда схема лечения устарела пациент перешел на другую, которая предусматривала меньше побочных эффектов. Андрей стал чувствовать себя еще лучше. Однако, когда в очередной раз пришел получать препараты на месяц, ему предложили другие таблетки. Пациент согласился вновь поменять схему лечения.

«Мне говорят, что препаратов нет, мы тебе поменяем схему. Как доктор объяснила на тот момент, что в принципе там препараты тоже неплохие. То есть также выдали три препарата, ну поменяли думаю, ладно. Ушел. Через месяц прихожу мне говорят препаратов нет вообще. Есть только два, мы тебе заменяем на другую схему. Якобы — это оптимизация и снижение нагрузки медикаментозной и выдали два препарата. То есть я знаю, что лечение от ВИЧ — это всегда три препарата. Каждый препарат действует по-своему. Если мы какой-то один препарат не принимаем, то вирус может начать размножаться в крови», – рассказал Андрей.

Третий препарат из схемы лечения обычно исключают только при угрозе жизни больного ВИЧ. Если вирус начнет размножаться в крови пациента, это будет опасно и для здоровых людей. В первую очередь — для близких. У Андрея есть жена и дети. «Сейчас я не заразен, потому что принимаю три препарата. Если буду принимать два, то есть вероятность, что вирус в крови будет размножаться и я рискую заразить свою жену», – говорит больной ВИЧ.

Если покупать препараты самостоятельно, то ежемесячно эта статья расходов будет обходиться примерно в 20 000 рублей. Пока Андрею удается находить недостающий третий препарат за счет резервной аптечки, которая существует во всех крупных городах России. Но когда-нибудь лекарства там закончатся.

«Врач предложил мне взять каникулы»

Евгения из Верхней Пышмы (имя изменено) о своем положительном ВИЧ статусе узнала в прошлом году. Еще в 2014 женщина была здорова. У нее двое детей и ипотека. Позволить оплачивать необходимые для жизни лекарства женщина просто не может. Ситуация осложняется еще и тем, что Евгении подходят не все таблетки. Организм женщины согласился принять только третью схему лечения (первые две не подошли). Терапия включала в себя прием четырех таблеток в день.

«Третья схема мне подошла полностью. Полностью меня устроила. Но вот вышло так, что я пришла на прием за таблетками, мне сказали, что сейчас перебои и таблеток нет, препаратов нет. Сначала исчез один препарат из четырех. На сегодняшний день из четырех препаратов остался только один. Предложить они ничего не могут, на замену ничего нет», – рассказала корреспонденту «ФедералПресс» Евгения.

Врачи предложили Евгении взять «каникулы», то есть на какое-то время отказаться от терапии. Женщина пойти на такие крайние меры не готова: «Препараты ВИЧ – положительные люди должны пить всю жизнь в одно и то же время, по будильнику. Нам нельзя даже так: сегодня я в девять вечера выпила таблетку, завтра в десять, а послезавтра забыла. Нам нельзя этого делать, иначе у нас разовьется резистентность к вирусу, он начнет размножаться в крови, мы станем заразными».

Резистентности больные ВИЧ боятся не меньше, чем «заразности». Резистентность- это когда организм привыкает к препаратам, и они перестают действовать. По словам пациентов, в случае с ВИЧ резистентность появляется как раз, когда вместо трех препаратов они вынуждены принимать два. В случае, когда возникает привыкание, пациенты вынуждены переходить на другую схему терапии (а их существует не так много).

Евгении, как и Андрею удалось достать недостающие препараты из резервной аптечки. Таблетки женщина собирала как говориться «с мира по нитке». «Ритонавир» ей прислали из Санкт-Петербурга, «Абакавир» удалось найти в Екатеринбурге. Больше всего Евгения боится в сложившейся ситуации остаться вообще без лечения. И из человека с положительным ВИЧ — статусом превратиться в больную СПИДом.

Дефицит препаратов грозит эпидемией

Подобных проблем с поставкой препаратов пациенты СПИД-центра ранее не ощущали. Основную причину больные видят в том, что с 2017 года закупками лекарств стали заниматься не региональные центры, а Министерство здравоохранения РФ. В федеральном научно-методическом центре по профилактике и борьбе со СПИД в таких переменах видят плюсы. «При большом объеме закупаемого продукта, его цена всегда становится меньшей, чем при закупке малых количеств каждым отдельным регионом. Действительно, закупочная цена в расчете на единицу продукта (1 упаковки лекарства) при централизованной закупке снизилась, что позволило сэкономить бюджетные деньги. За счет экономии можно будет увеличить число пациентов, получающих лечение», – прокомментировал ситуацию корреспонденту «ФедералПресс» руководитель федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИД, академик РАН Вадим Покровский.

Однако, стоимость препаратов может значительно вырасти, если дефицит таблеток затянется еще на какое-то время. Ведь если у пациентов из-за приема двух таблеток вместо трех появится привыкание к препаратам, то старые схемы лечения им уже не подойдут. Придется искать новую терапию. Стоимость препаратов, которые в нее войдут будет значительно отличаться от прежних.

«И эти препараты будут стоить не десять и не двадцать тысяч рублей. Они будут стоить 100 тысяч рублей на одного человека. Если посчитать это даже экономически, то потом где потом опять столько взять? Мы сейчас говорим о том, что нехватка денег нехватка лекарств и где потом взять деньги? То есть мы сейчас сами вырыли себе такой капкан. И это только начало, потом это все вылиться в копейку. В худшем случае это приведет к ухудшению здоровья, если говорить о здоровье граждан и нашем обществе в целом, то это вылиться в развитие эпидемии в России», – прокомментировала ситуацию директор регионального общественного фонда помощи различным категориям населения Свердловской области «Новая жизнь» Вера Коваленко.

Еще одним фактором, способствующим возникновению дефицита препаратов, мог стать рост количества больных ВИЧ. По данным федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИД основной причиной возникшей проблемы является то, что Министерство здравоохранения закупает лекарства из расчета на ограниченное количество больных ВИЧ-инфекцией, в то время как их число постоянно увеличивается. «Только в 2016 г число новых случаев превысило 100 000. Между тем федеральный бюджет на 2017 г. не предусматривает увеличения расходов на борьбу с ВИЧ», -рассказал директор центра Вадим Покровский.

В свердловском областном центре профилактики и борьбы со СПИД разрешать конфликтную ситуацию уже начали: «Антиретровирусные препараты будут поставлены в Свердловскую область в достаточном объеме до июля текущего года. Нами заявлено достаточное количество препаратов всех наименований для всех нуждающихся в лечении пациентов. Ни один нуждающийся не будет оставлен без терапии. Коммерческие названия препаратов могут быть разными при одном и том же активном веществе, а врачи делают все возможное, чтобы сохранить и продолжить лечение в рамках имеющихся схем терапии. Дополнительно за счет средств областного бюджета закуплено препаратов на 32 млн.рублей», – прокомментировала ситуацию главный врач ГБУЗ СО “ОЦ СПИД” Анжелика Подымова. Также в центре отметили, что, как и раньше препараты будут выдаваться больным на три месяца вперед.

На конец 2016 года в России было зарегистрировано 1 114 815 ВИЧ-инфицированных граждан. В Свердловской области с положительным ВИЧ -статусом в этот же период было зафиксировано 1647,9 человек на 100 тыс. населения.

Источник

Login
Remember me
Lost your Password?
Password Reset
Login