Министерство здравоохранения Республики Узбекистана намерено усилить международное сотрудничество и создать межведомственный экспертный Совет по обеспечению взаимодействия с международными и зарубежными организациями в сфере противодействия распространению ВИЧ-инфекции, туберкулеза и малярии с привлечением донорских средств.
Возглавит Совет премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов.
“Это значит, что Узбекистан готов развивать открытый диалог с международными партнёрами, принимать успешный международный опыт и общественники готовы активно участвовать в этом процессе, – прокомментировала инициативу правительства правозащитница из организации «Ишонч ва хает» Евгения Короткова. – Пока рано что-то более конкретно говорить, но 2019 год однозначно будет показательным”.
По словам Евгении Коротковой, позиции Узбекистана в борьбе с ВИЧ/СПИДом усиливаются: в 2018 году была принята новая национальная программа по противодействию распространения ВИЧ-инфекции, общая стратегия по этому направлению предусматривает план действий до 2021 года.
На начало 2018 года количество ЛЖВ в Узбекистане составило 37 861 человек. Последние несколько лет в стране стабильно регистрируется в среднем 4 тысяч новых случаев в год. Основной путь передачи является половой: это порядка 70% зарегистрированных в 2017 году.
Главными барьерами достижения целей 90-90-90 являются стигма, дискриминация и криминализация ВИЧ-позитивных. По итогам 2018 года из почти 40 тысяч выявленных ЛЖВ АРВ-терапию получают немногим более половины – 25 тысяч. Зачастую, это связано с уклонением от осмотра и оказания помощи, пониженным интересом к тестированию, особенно у представителей ключевых групп, умалчиванием статуса, влиянием на информированность населения в целом и ЛЖВ в частности, негативным влиянием близкого окружения ЛЖВ.
“Мы можем всех выявить, но заставить лечиться не сможем, – подчеркнула Евгения Короткова. – Криминализация также усиливает стигму, связанную с ВИЧ-статусом, идентифицирует ЛЖВ как потенциальных преступников и это повышает дискриминацию. Страх перед судебным преследованием может удерживать многих людей, живущих с ВИЧ, в частности женщин, от получения необходимого лечения и поддержки, препятствует раскрытию информации и повышает уязвимость ЛЖВ к насилию. Чем больше пациентов будут привержены к лечению, тем больше будет шансов снизить уровень риска заражения”.