входит в структуру портала
Интервью

“Он пришел с розой и куском мяса”. Интервью Интарса Бусулиса с ВИЧ-инфицированной парой

30 ноября, 2017

В преддверии 1 декабря – Всемирного дня борьбы со СПИДом, продолжаем серию публикаций, в рамках которой ВИЧ-положительные люди доверяют свои истории известным в обществе людям.

Материал подготовлен AGIHAS и объединением HIV.LV при сотрудничестве с группой поддержки ЛЖВ в Латвии. Отдельная благодарность GlaxoSmithKline Latvia за поддержку в реализации проекта.

Кристине и Валдис (имена изменены) встретили друг друга во время посещения группы поддержки ВИЧ-инфицированных. Хотя, после смерти жены, проигравшей в борьбе с этой болезнью, Валдис решил больше новые отношения не заводить, знакомство с Кристине изменило его планы. Смотря на эту пару и разговаривая с ними, с трудом веришь в то, что их обоих затронула болезнь, пугающая столь многих людей и все еще связываемая большинством из них с медленной и мучительной смертью, хотя в реальности так происходит крайне редко.

С Валдисом и Кристине встретился и поговорил Интарс Бусулис. Разговор получился очень милым и непринужденным, полным шуток, улыбок и смеха. Увидев, что пара наших героев выглядит здоровой и счастливой, и поняв, что и больные ВИЧ могут жить полноценной жизнью, не угрожая другим, Интарс заговорил с ними на темы более отвлеченные, — о планах на будущее, о жизни в маленьком городке и даже об общих знакомых, потому что, как оказалось, певец знает очень многих. К сожалению, чтобы сохранить анонимность Кристины и Валдиса, важную для них из-за предрассудков, царящих в обществе, многие детали этой беседы пришлось намеренно опустить.

О болезни узнали случайно

В начале беседы Интарс признался, что до этого не сталкивался с данной темой и его знания о ВИЧ не является обширными. “Мне кажется, человек впадает в депрессию”, — прокомментировал он состояние, в котором, по мнению певца, живет ВИЧ-инфицированный человек.

“Нет, теперь уже нет. Если в один день тебе говорят, что ты заразился неизлечимой болезнью, то это явно не станет для тебя положительной новостью, правда? Должно пройти время, прежде, чем ты все переваришь”, — объясняет Кристине. При этом она также указывает на разницу между ВИЧ и СПИДом, который является последней стадией вируса, когда организм человека уже не в силах противиться сопутствующим болезням. “ВИЧ — это вирус, живущий в организме”, — говорит Кристине. И человек может жить очень долго, не зная о том, что он имеет ВИЧ-положительный статус.

Так случилось и с Кристиной. Она о своей болезни узнала два года назад. “Я одна из тех людей, что приходит к другим, чтобы рассказать, как надо и как не надо делать, чтобы не повторить мою участь. О своем ВИЧ-статусе я узнала после проведения экспресс-теста”.

“А причины для проведения теста не было? Вы просто решили пройти проверку?”, — спрашивает Интарс. “Да. Было большое мероприятие, и я была одним из его организаторов, и я просто решила пройти этот тест”, — вспоминает Кристине. Ее отозвали в сторонку, чтобы поговорить. Затем она провела дополнительную проверку, и показатели ее были настолько низкими, что она сразу же получила терапию. А ведь никаких внешних признаков болезни у женщины не было. Кристине считает, что заразилась ВИЧ во время предыдущих отношений.

“Моя история несколько иная. Я о болезни узнал год назад”, — начинает свой рассказ Валдис. Он был женат, и его супруга заболела. “Мы все никак не могли понять, в чем же дело”. Местные медики не могли помочь женщине, и Валдис с женой отправились в Ригу, где ей поставили диагноз. ВИЧ у нее уже перешел в стадию СПИДа, поэтому спасти ее не удалось.

Тогда тест решил пройти и сам Валдис, и оказалось, что он тоже ВИЧ-положителен. “Я не знал, как давно инфицирован”, — признался мужчина. Он просто часто испытывал усталость и слабость, но даже и подумать не мог, что причиной всему является нечто подобное. Состояние Валдиса было настолько плохим, что врачи решили безотлагательно начать терапию.

“Как проходит терапия?”, — спрашивает Бусулис. Кристине объясняет, что терапия выражается в ежедневном приеме определенных препаратов. “У меня это одна таблетка в день, а у Валдиса — две. Пить их надо всю жизнь”. Валдис говорит, что очень важно продолжать терапию, иначе болезнь может вернуться с еще большей силой, а организм может выработать резистентность по отношению к применяемым препаратам. Государство терапию оплачивает, но следование предписаниям врачей — дело самих пациентов.

“У меня с терапией вообще так, что я чувствую себя настолько хорошо, что забываю о необходимости принимать лекарства и даже ставлю напоминания”, — говорит Кристине. Валдис подтверждает слова подруги. По словам Интарса, и Кристине, и Валдис выглядят здоровыми и активными людьми. Он даже добавляет, что Валдис напоминает своим внешним видом какого-нибудь спортсмена.

Неожиданная любовь и мечты о совместной жизни

Недавно Валдис нашел новую работу и перебрался в Ригу, чтобы быть вместе с Кристине. Раньше он не думал, что после смерти супруги будет способен на новые отношения. И болезнь, и уход любимой женщины стали для мужчины очень серьезными ударами, и Валдис ощущал себя очень плохо: “Это не было депрессией, но мне просто было все равно”.

Друзья и многие родственники Валдиса до сих пор не знают о том, почему умерла его жена. Не знают и о том, что он инфицирован. О том, что женщина умерла от СПИДа Валдис рассказал только своим приемным детям. Чтобы свыкнуться с новыми жизненными обстоятельствами, он посещал психолога, а затем присоединился к группе поддержки больных ВИЧ.

“Тогда мы и встретились”, — рассказывает Кристине. На вопрос Бусулиса о том, как Валдис все же решился на новые отношения, он отвечает: “Ну что — красивая девочка. Как-то мне это поставило мозги на место”. Кристине же рассказывает об одном из первых их свиданий: “Он пришел ко мне с куском мяса и розой”.

“Романтик”, — смеется Интарс. Узнав из беседы, что Валдис и Кристине планируют пожениться, певец поспешил поделиться советом по выбору церкви, а также порекомендовал священника, который мог бы обручить их. “Мне нравится, что есть надежда”, — обрадовавшись, сказал он.

Не тяните с визитом к врачу и регулярно проверяйтесь

По словам Интарса, сам он, проходя ежегодную проверку здоровья, а в том числе и различные анализы, всегда отмечает и желание пройти проверку на ВИЧ. “Даже если я ничего такого не делал — я не знаю, что нужно делать, но все равно прохожу эти проверки. Всегда ставлю крестики около графы ВИЧ и СПИД. Мне это важно. Хочется знать — ну, если такое дерьмо, то пусть они сразу скажут об этом”.

Валдис такую заботу о здоровье ценит очень высоко, добавля, что если бы у его жены ВИЧ обнаружили раньше, то ее можно было бы спасти при помощи терапии. “О многом мы не задумываемся вовремя — ну кто из нас не устает? Мы быстро устаем, а потом валим все на нагрузку или еще на что-нибудь. А только после начинаем понимать, что причина крылась в другом,” добавляет Кристине.

Если человек начинает принимать лекарства, вирус угнетается. Человек ощущает себя хорошо, и больше не может инфицировать других. Только лекарства нужно действительно принимать регулярно и безоговорочно, в противном случае болезнь вновь становится активной. Если медикаментами пренебрегать или болезнь диагностируется на стадии СПИДа, то исход может быть летальным.

“Ну тогда все в порядке”, — говорит Бусулис, узнав о том, как работает терапия. “Главное — узнать вовремя, и это самое важное, чтобы не получилось так, как с вашей женой?”

“Да, если бы мы узнали обо всем раньше, все могло бы быть совершенно иначе”, — отвечает Валдис.

Загнать в сарай и сжечь – отношение общества к ВИЧ-инфицированным

Интарс спрашивает, могут ли у ВИЧ-инфицированных людей возникнуть трудности с поиском работы. Кристине говорит, что сама с подобной проблемой никогда не сталкивалась, так как ее статус известен небольшому количеству людей, однако и ей приходилось попадать в неприятные ситуации: “Я слышала и такую версию, что вообще всех больных ВИЧ стоило бы загнать в один сарай и сжечь, так как мы являемся никчемными людьми. А я в тот момент стояла рядом”.

Говоря о предрассудках и стереотипах, Интарс признался, что сам до встречи с Кристине и Валдисом о ВИЧ знал совсем немного, и не подозревал, что существует терапия, которая позволяет больным ВИЧ жить полноценной жизнью и предотвращает риск заражения других людей. По словам Валдиса, когда он узнал о своем диагнозе, он тоже об этом вирусе знал мало. “Мне просто было жаль этих людей. У меня эта болезнь ассоциировалась со смертью”.

Кристине указывает, что жизнь с ВИЧ действительно может быть полноценной, но при условии, что больной следует предписаниям врача и употребляет необходимые медикаменты.

У ВИЧ-инфицированной женщины могут родиться здоровые дети, но только если во время беременности она проходит терапию. Единственное, что она не сможет кормить ребенка своим молокомКристине

“Это хорошие новости, что вирус можно подавить. Это очень хорошая новость. Не знал, что этого можно добиться таблетками. Я даже не знал, что такая терапия вообще существует. Просто нужно пить таблетки? И раз во сколько-нибудь месяцев сдавать анализы, да?” Валдис на эти вопросы отвечает положительно.

Во время беседы выяснилось, что Валдис также болеет диабетом первого типа, что означает, что ему ежедневно необходимо делать инсулиновые инъекции. “Мне ВИЧ не так мешает, как мой диабет”, — отмечает он. По словам мужчины, просто эмоционально тяжелее осознавать то, что он имеет ВИЧ-положительный статус. Валдис также опасается того, что могло бы произойти, если бы в городке, где он все время жил, узнали о его болезни.

Кристине добавляет, что они с Валдисом работают в организации по поддержке больных ВИЧ и СПИДом, и стараются помогать другим людям, попавшим в подобную ситуацию. О возможностях получения поддержки вы можете узнать здесь.

В конце беседы Интарс призывает всех заботиться о своем здоровье и проходить регулярные проверки — не только на ВИЧ, но и все остальные анализы. Певец уверен, что информированность помогает сделать правильный выбор. “Главное для человека — знать”, — резюмирует он.

Login
Remember me
Lost your Password?
Password Reset
Login