Как разрабатываются новые стандарты для реабилитационных центров, где содержатся люди, употребляющие наркотики и алкоголь, выяснил MinusVirus.
Рабочая группа по инициативе Министерства социальной политики Украины готовит государственные стандарты реабилитации, которые упорядочат работу реабилитационных центров для нарко и алкозависимых.
Об этом MinusVirus рассказала Велта Пархоменко – участник рабочей группы по разработке стандартов, координатор Всеукраинского объединения людей с наркозависимостью БО БФ «ВОЛНА», менеджер клуба «Эней».
Сейчас для реабилитационных центров и организаций, которые так себя называют, лицензирования не существует. Лицензируют только медицинские учреждения, а в уставе подобных центров прописано, что они оказывают только «психологическую помощь».
Олег Дымарецкий, директор БО БФ «ВОЛНА» говорит, что в Украине действует около трех тысяч реабилитационных центров, а месяц пребывания в таком заведении обходится родственникам пациента в круглую сумму – от 6 до 30 тысяч гривен.
Велта Пархоменко отстаивает комплексный подход к лечению и поддержке людей, употребляющих наркотики и алкоголь.
По состоянию на начало декабря стандарты прошли обсуждение и апробацию и передаются на согласование в профильные министерства. После этого этапа в планах разработка механизмов аккредитации, лицензирования, а также система мониторинга и контроля.
Тюремный режим
Реабилитационные центры оказались в центре внимания после громких облав весной этого года. Самый известный случай – штурм в марте 2018 ребцентра «Косачевка» (Черниговская область), который называли «самой большой тюрьмой СНГ».
В СБУ после облавы отчитались, что из центра в Косачевке освободили более двух сотен рабов, которых незаконно лишили свободы.
Уже в марте этого года из пяти центров Харьковской области силовики освободили 230 человек. В феврале — в Ивано-Франковске и расположенном поблизости селе Угринов «накрыли» еще один центр, а в частном доме Николаева в декабре 2017-го спасли 15 человек, среди которых был несовершеннолетний — 17-летний парень.
«Реабилитационные центры для людей употребляющих наркотики и алкоголь, могут и должны быть в государстве с наркополитикой, но они должны отвечать стандартам и не нарушать права человека и Конституцию», – комментирует Велта Пархоменко.
Сейчас, по ее словам, в реабилитационных центрах также происходят насильственные удержания, несоблюдение принципа добровольности.
«Часто применяются физические наказания, людей ограничивают в еде и общению с родственниками, а кросс-группы – невидимы. Большинство реабилитационных в Украине – это тюрьмы», – утверждает она.
Тестирование должно быть везде
Осложняет деятельность таких учреждений и тот факт, что в реабилитационных центрах нет доступа к тестированию на ВИЧ, отсутствует информация об альтернативных методах помощи – заместительной терапии и снижения вреда.
«В реабилитационных центрах должно быть доступно тестирование на ВИЧ и туберкулез. Если у центров нет медицинской лицензии или подготовленных специалистов, они могут работать с ними по договору. Задача руководства центра – искать выходы и алгоритмы, чтобы обеспечить тестирование и лечение, если оно уже назначено пациенту», – продолжает Велта Пархоменко.
Также пациент должен попадать на реабилитацию после консультации с медицинским специалистом. Многие наркозависимые люди страдают коморбидными заболеваниями (наличие нескольких хронических заболеваний – ред.), ментальными расстройствами. Это точно не пациенты реабилитационных центров и если их берут на реабилитацию, то она может не помочь, а навредить.
С новыми стандартами, уверяет Велта, и сами центры будут чувствовать себя защищенными и не бояться облав прокуратуры и СБУ.
Чтобы не возвращаться в центр – выпрыгнул из окна
Велта вспоминает много случаев, иллюстрирующих жестокое обращения в ребзаведениях: недавно к ней обратились сотрудники реабилитационного центра, чтобы помогли получить антиретровирусную терапию для их пациента.
Сотрудники центра буквально охраняли пациента, но когда он сдавал анализы, то выпрыгнул с третьего этажа. Молодой человек сломал ногу и во время поездки на «скорой», единственное, о чем просил – не возвращать его обратно.
Еще один вопиющий случай: когда домой к парню пришли полицейские, засунули в машину и привезли в центр с решетками на окнах и дверями без ручек. Пациенту не разрешали звонить родным.
Когда к Велте обращаются с подобными жалобами – она дает контакты Генеральной прокуратуры.
Выбирайте центр с репутацией
Олег Дымарецкий также был в свое время пациентом центра и говорит, что именно в ребцентре его вернули к жизни.
«Если бы меня в свое время не закрыли на ключ, не говорили, когда я хотел уйти – наверное, я бы до сих пор употреблял бы или умер бы от передозировки», – утверждает директор БФ «Волна».
В тоже время он призывает родственников тщательно выбирать центр, где бы пациенту действительно оказывали помощь, а не заставляли валить лес или строить дачу директору.
«Я не верю, что больного неизлечимым хроническим заболеванием, которым и является употребление наркотиков, можно вылечить трудотерапией. Сначала лечим голову – потом занимаемся полезным трудом. Эффективны взаимодействие в группе, работа с психологом, учеба, спорт, супервизия, профилактические программы срыва/рецидива», – говорит Олег Дымарецкий.
Он советует родителям в первую очередь изучить репутацию и отзывы про ребцентр и выбирать известные заведения, а не те, где обещают чудо и лечат по фотографии.
P.S Стандарты разрабатываются при поддержке Международного благотворительного фонда «СПИД Фонд Восток-Запад» и Альянса общественного здоровья.