35 лидеров общественных организаций из Восточной Европы и Центральной Азии подписали обращение к председателю правительства России с просьбой отменить норму о депортации ВИЧ-положительных иностранцев, устаревшую и лишенную всякого смысла с точки зрения эпидемиологического контроля.
“Норма о депортации никак не защищает граждан Российской Федерации, но вред от нее вполне конкретен для сотен ВИЧ-положительных иностранцев. Получив отказ в предоставлении вида на жительства или трудового патента они чаще всего не имеют возможности резко поменять свои планы и уехать домой для постановки на учет в СПИД-центр. Большинство остаются в мегаполисах на нелегальном положении и теряют всякую связь с медицинскими учреждениями, опасаясь депортации. Для многих такая подпольная жизнь тянется годами и часто заканчивается попаданием в реанимацию в тяжелом состоянии здоровья в связи с ВИЧ-инфекцией”, – рассказывает Даниил Кашницкий, консультант ВЦО ЛЖВ и эксперт по здоровью мигрантов.
“Если мигранты, например, из Украины, Молдовы, Узбекистана или из Таджикистана, в принципе, имеют возможность получить бесплатную терапию у себя на родине, то есть совсем вопиющие коллизии, как, например, в случае с ВИЧ-положительными гражданами Туркменистана. У мигрантов из Туркменистана альтернатив нет вообще, если мы говорим о законных путях”, – рассказывает Кирилл Барский, координатор проектов московского фонда “Шаги”. – “Вернувшись в Туркменистан и сдав подтверждающий тест на ВИЧ, они всегда получают ответ, что у них тест отрицательный. Это делали уже несколько человек, которые проходят у нас в фонде “Шаги” медико-социальное сопровождение. Все, что им остается, это искать платное лечение здесь, в России, потому что в Туркмении просто напросто нет такого сервиса. А те, кто не находятся в нашем поле зрения, те, кто остался один на один со своим статусом, это люди, за которых я переживаю больше всего. Они прячутся, скрываются, и что с ними дальше будет, никто не знает, к сожалению. У них нет права получать лечение нигде, даже у себя на их родине”
.
Среди подписавших обращение:
7 руководителей российских организаций,
6 руководителей казахстанских организаций,
5 руководителей кыргызстанских организаций, 4 руководителя армянских организаций,
2 руководителя молдавских организаций, 3 руководителя украинских организаций,
2 руководителя белорусских организаций, а также по одному руководителю организаций Таджикистана, Узбекистана, Литвы, Азербайджана, Латвии и Грузии.
Редакция платформы “Минус-Вирус” будет следить за развитием ситуации.
Текст письма:
Медведеву Д.А.
Председателю Правительства Российской Федерации
от ВИЧ-сервисных организаций стран региона ВЕЦА
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
В соответствии с Государственной стратегией противодействия распространению ВИЧ-инфекции на период до 2020 года Правительство Российской Федерации приняло на себя обязательство снизить число новых случаев ВИЧ-инфекции, увеличить охват населения медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию и антиретровирусной терапией, сократить частоту развития осложнений и смерти от ассоциированных с ВИЧ-инфекцией заболеваний.
Одним из серьезных барьеров на пути реализации взятых в рамках Государственной стратегии обязательств является норма о депортации иностранных граждан с вирусом иммунодефицита человека, действующая с 1995 года в соответствии с ФЗ N38 “О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека”.
По многочисленным заявлениям представителей экспертного сообщества и пациентских организаций, сделанным на недавно прошедшей в Москве IV Международной конференции по ВИЧ/СПИДу стран Восточное Европы и Центральной Азии, данная ограничительная мера не является эффективной и только усугубляет скрытую эпидемию. На практике она приводит к тому, что мигранты с подозрением на ВИЧ или уже установленным диагнозом выпадают из поля зрения медицинских и миграционных служб, уходя в нелегальное пространство из-за боязни депортации. Фактически, эпиднадзор и медицинская помощь в этом случае выступают как карательные меры, а не как помогающие справится с ВИЧ-инфекцией.
В результате, ВИЧ-положительные иностранцы часто попадают в стационары больниц и реанимацию в тяжелом и запущенном состоянии в связи с ВИЧ-инфекцией. Зачастую, неправильное самолечение приводит к возникновению резистентных штаммов ВИЧ-инфекции, что, в свою очередь, вносит негативный вклад в эпидемию ВИЧ-инфекции в России, а также увеличивает нагрузку на государственный бюджет.
Норма о депортации также не является целесообразной с точки зрения эпидемиологического контроля. На сегодняшний день около 80% новых случаев ВИЧ-инфекции в регионе Восточной Европы и Центральной Азии происходят именно в Российской Федерации. Распространенность ВИЧ в странах, откуда направляются основные потоки трудовых мигрантов (Узбекистан – 0,16%, Таджикистан – 0,3%, Кыргызстан – 0,2%, Молдова – 0,2% от взрослого населения), в несколько раз ниже, чем в Российской Федерации (более 1% от взрослого населения).
Страны, откуда направляются ключевые потоки трудовых мигрантов, обеспечивают своих граждан, инфицированных ВИЧ-инфицированных, антиретровирусной терапией. Лечение иностранцев, инфицированных ВИЧ-инфекцией, может быть в перспективе обеспечено в рамках межправительственных соглашений, предусматривающих систему взаиморасчетов между странами, либо же, в рамках организованных межстрановых поставок препаратов, что позволит избежать дополнительной нагрузки на бюджет Российской Федерации.
Современная антиретровирусная терапия позволяет человеку, инфицированному ВИЧ-инфекцией, эффективно достигать подавления вируса, жить полноценной жизнью и участвовать в экономической жизни страны.
В 2016 году министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова на совещании Генассамблеи ООН по ВИЧ/СПИДу заявила, что анализируется возможность снятия ограничений с иностранных граждан с ВИЧ-инфекцией на въезд в Российскую Федерацию. Однако спустя два года упомянутая норма о депортации по-прежнему продолжает действовать.
Независимо от стадии межстрановых договоренностей по вопросу обеспечения доступа к лечению ВИЧ-инфекции, просим Вас по возможности и как можно скорее, в рамках реализации Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции, взять под особый контроль пересмотр условий въезда/выезда и нахождения иностранных граждан, инфицированных ВИЧ-инфекцией на территории Российской Федерации, поддержав инициативу Минздрава РФ, в данном вопросе, чтобы меры по противодействию эпидемии были действительно эффективными, а также обеспечить мигрантам доступ к медицинским услугам, оставаясь в правовом поле.
- Абраамян Варужан, председатель, НПО “Потенциал Пробуждения”, Ереван, Армения
- Алсеитов Канат, президент, ОФ “Балакай-Шымкент”, Шымкент, Казахстан
- Аманжолов Нурали, президент, ОЮЛ “Казахстанский Союз Людей Живущих с ВИЧ”
- Бакулин Михаил, генеральный директор, МООО “Позитивная Область”, Московская Область, Российская Федерация
- Билоконь Елена, руководитель, ОФ “Фонд женщин,живущих с ВИЧ”, Алматы, Казахстан
- Бурлак Алексей, директор, ОФ “Позитивная Инициатива”, Оренбург, Российская Федерация
- Вейкениекс Андрис, председатель правления “AGIHAS”, Рига, Латвия
- Габриелян Сергей, президент, НПО “Новое поколение”, Ереван, Армения
- Дымарецкий Олег, директор, БО “Меридиан”, Полтава, Украина
- Еремин Олег, председатель координационного комитета, Ассоциация “БелСеть АнтиСПИД”
- Ермолаева Ирена, директор ОФ “Астерия”, Бишкек, Кыргызстан
- Жолнерова Наталья, директор, ОО “Амелия”, Талдыкорган, Казахстан
- Зверьков Константин, Председатель правления, ОО “Эра Милосердия”, Одесса, Украина
- Исламова Шахназ, руководитель ОО “Таис Плюс”, Бишкек, Кыргызстан
- Камилова Севар, директор, ОО “Гули Сурх”, Душанбе, Таджикистан
- Кропинов Алексей, председатель совета, КРОО “Будем Жить”, Калужская область, Российская Федерация
- Кульшис Светлана, президент Ассоциации женщин, уязвимых к ВИЧ, и их близких, Вильнюс, Литва
- Курманов Санжар, исполнительный директор, ОО “Лабрис”, Бишкек, Кыргызстан
- Майилян Женя, президент, НПО «Реальный мир, реальные люди», Ереван, Армения
- Маргарян Нвард, президент, НПО “Общественная информация и нужда в знаниях”, Ереван, Армения
- Маяновский Владимир, президент, РОО “Центр+”, Москва, Российская Федерация
- Мраева Альбина, директор, БФ “Светоч”, Набережные Челны, Российская Федерация
- Муляр Вячеслав, координатор программ, Центр информации “Гендердок-М”, Кишинев, Молдова
- Мусаев Эркин, президент ОФ “Просвет”, Бишкек, Кыргызстан
- Орсеков Данияр, исполнительный директор, ОО “Кыргыз Индиго”
- Пчелин Игорь, председатель правления РБО борьбы со СПИДом “Шаги”
- Статкевич Ирина Евгеньевна, председатель правления Белорусского ОО “Позитивное движение”, Минск, Беларусь
- Твалиашвили Лаша, исполнительный директор, НПО “Реальные люди, реальное видение”, Тбилиси, Грузия
- Томчински Войцех, сопредседатель МБО “Восточноевропейское и Центральноазиатское объединение людей, живущих с ВИЧ”, региональная организация
- Унтура Людмила, исполнительный директор, “Лига людей, живущих с ВИЧ”, Кишинев, Молдова
- Учаев Сергей, председатель, ННО Ишонч ва Хаёт, Объединение людей, живущих с ВИЧ, Ташкент, Узбекистан
- Цуник Вячеслав, президент, РРОО “Ковчег-АнтиСПИД”, Ростов-на-Дону, Российская Федерация
- Шарифов Нофал, Председатель ОО по борьбе со СПИДом, Баку, Азербайджан
- Швец Дмитрий Сергеевич, исполнительный директор, ОФ “Ранар”, Бишкек, Кыргызстан
- Яцко Алла, председатель, Союз организаций работающих в области профилактики ВИЧ, Бэльц, Молдова