В среднем 20 процентов ВИЧ-инфицированных не обращаются за медицинской помощью из страха дискриминации или огласки. И их страх вполне оправдан. Это подтверждают авторы нового доклада Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС).
В 19 странах, по которым имеется статистика, в среднем с дискриминацией в медицинских учреждениях сталкивался каждый четвертый ВИЧ-инфицированный, среди женщин доля пострадавших от стигмы составляет более 30 процентов.
Виней Салдана возглавляет региональное представительство ЮНЭЙДС в Москве. В интервью Елене Вапничной он подчеркнул, что на борьбу со СПИДом ежегодно выделяется 20 млрд. долларов. Это большие деньги, но эти инвестиции не дадут результата, если такое количество ВИЧ-инфицированных уходят в «подполье» и не обращаются в медицинские учреждения. Получается, что там, где они должны получить помощь, к ним относятся с подозрением и страхом.
ВС: Вроде бы все уже налажено, есть прекрасные службы, квалифицированные медики, но, если во всех этих службах и учреждениях не будут толерантно относиться к каждому пациенту, который проходит через клиники, к каждому пациенту, который обращается за помощью, если эти пациенты или клиент чувствуют некую дискриминацию, тогда пациент просто не придет. Тогда ВИЧ-инфекция и те люди, которые подвергаются риску заразиться ВИЧ или даже те, кто знает, что они инфицированы, просто уйдут в тень и не будут обращаться в официальные службы здравоохранения, они будут скрывать свой статус, они будут скрывать свои медицинские нужды, их состояние здоровье будет только ухудшаться, и есть большой риск того, что дальше они будут и распространять ВИЧ-инфекцию.
Поэтому чтобы не допустить таких потерь: человеческих и финансовых, 12 ооновских организаций обращаются с настоятельным призывом поставить точку в отношении дискриминации во всей системе здравоохранения по всему миру.
ЕВ: А какая ситуация в странах нашего региона, ведь там добавляется еще такой усугубляющий фактор: до сих пор подавляющее большинство ВИЧ-инфицированных – это потребители наркотиков. И относятся к ним не как к больным людям, нуждающимся в помощи, а как к «маргинализированным элементам».
ВС: Конечно. Мы уже получили данные по четырем странам нашего региона Восточной Европы и Центральной Азии: Молдова, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Спасибо огромное этим странам, что они поделились с ЮНЭЙДС этими данными, не стали скрывать то, что все-таки присутствует проблема дискриминации в медицинских учреждениях в отношении темы ВИЧ. Но надо еще смотреть на готовность человека, который живет с ВИЧ-инфекцией обращаться за медицинской помощью. Мы видим, например, в Таджикистане: одна треть всех ВИЧ-инфицированных стеснялись или вообще не обращались за помощью, потому что боялись реакции медработников на их ВИЧ-статус.
Тот же самый результат – 27 процентов по Молдове, 24 процента в Кыргызстане, 19 процентов в Казахстане. Это говорит о том, что везде от 20 до 33 процентов всех ВИЧ-инфицированных вообще боятся пользоваться имеющимися услугами, способными им помочь. И это потому, что они опасаются нетолерантного, дискриминационного отношения к себе. Поэтому им легче скрывать свой статус и не обращаться, в том числе, за жизненно необходимым лечением, чем прийти и рассказать медикам центра СПИДа о том, что у них ВИЧ-инфекция.
ЕВ: Я знаю, что данных по России нет, но предполагаю, что ситуация, наверное, похожая. Сейчас в России очень активно идет кампания за то, чтобы люди тестировались и проверяли свой статус. Но должен быть и какой-то второй шаг. Допустим, что человек знает, что у него ВИЧ, но что его ждет в том учреждении, куда он может обратиться за помощью?
ВС: С этой проблемой мы сталкиваемся не только в России, но и практически во всех странах, где год за годом отмечается рост числа новых случаев ВИЧ-инфекции. Очень велика волна людей, которые узнают о своем ВИЧ-статусе. Они проходят обследование, получают непростой, положительный диагноз. Им надо не только осмыслить это, но и немедленно обратиться за помощью. Потому что смысл эпиднадзора не только в том, чтобы выявить новый случай, но и в том, чтобы помочь человеку, чтобы он не подвергался риску развития ВИЧ-инфекции до стадии СПИДа и не распространял инфекцию дальше. А это возможно, только если человек будет поддерживать контакт с медицинскими учреждениями. А это возможно, только если он или она будут уверены в гуманном отношении.
Поэтому во всех странах СНГ создана состоящая из опытных профессионалов сеть по борьбе со СПИДом. Оказывается очень квалифицированная и недискриминационная помощь. Но очень много пациентов узнают о том, что у них ВИЧ-инфекция, когда обследуются в других медучреждениях: по клиническим причинам, в стационарах разных больниц, в кожно-венерологических или туберкулёзных диспансерах. И там врачи не настолько хорошо подготовлены, как в службе по борьбе со СПИДом, чтобы гуманно и толерантно относиться к своим пациентам. Когда это отношение изменится, мы увидим больше желания со стороны самих пациентов обращаться за помощью в медучреждения. Только таким образом регион Восточной Европы и Центральной Азии сможет поставить точку в эпидемии СПИДа.