Диагноз «ВИЧ-инфекция» поставлен новорожденному ребенку в Пензенской области. Об этом сообщил заместитель главврача клинического центра специализированных видов медпомощи, эксперт в сфере борьбы с ВИЧ/СПИДом Сергей Олейник.
«Вчера на еженедельном селекторном совещании в Минздраве озвучивал данные мониторинга выполнения индикаторов государственной стратегии противодействия ВИЧ-инфекции за истекшую неделю. Один показатель — очень болезненный. Он «цепляет» всех людей (и думающих, и не очень). Был у нас в области выставлен диагноз «ВИЧ-инфекция» ребенку, рожденному ВИЧ-инфицированной женщиной», — написал он в «Живом Журнале» в субботу, 21 января.
По словам Сергея Олейника, «при современных технологиях профилактики это событие — экстраординарное».
«Если женщина вовремя встает на учет по беременности и у нее выявляется ВИЧ-инфекция – проблем практически нет. Эй назначают (опять же своевременно) препараты и ребенок с высочайшей долей вероятности рождается свободным от ВИЧ. Это – в идеале. Не знаю почему, но в России такой показатель, как своевременное взятие на учет по беременности специалистами по ВИЧ-инфекции не оценивается. В Пензенской области этот показатель с 2016г. – на контроле в Минздраве и мы его «мониторим». Так вот, у нас 1% беременных женщин поступают на роды, минуя постановку на учет в женской консультации. В других регионах (по очень отрывочным данным) ситуация и того хуже. Чревато это не только ВИЧ-инфекцией. На прошлой неделе, например, здоровая женщина родила мертворожденного ребенка. Этого, возможно, можно было бы избежать – возможности медицины сейчас велики”.
Он отметил, что вопрос о причинах, по которым женщины не встают на учет по беременности, достоин глубокого изучения.
“У каждой десятой женщины (10%), поступившей в 2016г. на роды и не состоящей на учете в женской консультации по беременности, была в роддоме выявленв ВИЧ-инфекция. И об этом диагнозе женщины не знали (за женщинами с ВИЧ в СПИД-центре мы с коллегами из медицинских организаций области достаточно пристально наблюдаем). Понятно, что чем больше не встающих на учетпо беременности женщин и чем больше пораженность населения ВИЧ – тем больше вероятность поздней диагностики, позднего назначения профилактики и – рождения ребенка с ВИЧ.
Еще значимый фактор – асоциальность женщин. Если она, к примеру, потребляет наркотики или злоупотребляет алкоголем, даже зная о своем диагнозе, она будет нарушать режим профилактики передачи ВИЧ от матери ребенку. Поэтому, собственно, мы долго и безуспешно говорим о необходимости программ профилактики ВИЧ-инфекции среди наркозависимых.
Есть и другая группа граждан – так называемые СПИД-диссиденты. Этих нужно привлекать к реальной уголовной ответственности (что мы сейчас и начали делать). Потому что если ты – дебил, то это твое личное дело только тогда, когда твои дебильные взляды не затрагивают интересы других людей. Особенно тех, кто от тебя зависит полностью – твоего ребенка.
В нашем случае ситуация была еще более отвратительная. Дело в том, что мама, у которой родился ребенок с ВИЧ, в 2016г. была уличена в продаже дорогостоящих препаратов для лечения ВИЧ-инфекции. Которые, кстати, государством предоставляются ВИЧ-инфицированным бесплатно. Об этом узнали наши социальные работники (объявление о продаже было размещено в соцсетях с указанием контактного телефона). Нам удалось «пробить», кому принадлежит этот телефон. Владельцем оказалась женщина, состоящая у нас на учете. Молодая и вполне социализированная, но терапию принимавшая не очень аккуратно. Говорил с ней лично, достаточно жестко… Но, похоже, судя по результату, это ни к чему не привело. Теперь придется делать выводы.
Самое главное что произошедшее – это следствие. А причина – недостаточная работа по формированию приверженности больных к наблюдению и лечению. Служба СПИД – служба особенная. У нас по нормативным документам на первичный прием инфекционистом выделяется 40 минут, а среднее время для расчета нагрузки – 30 минут на прием. Сокращение времени, которое уделяется на работу с пациентом, это не оптимизация, это – преступление. За это врачей нужно не поощрять, а наказывать. Это если врачей (прежде всего инфекционистов) – достаточно. А когда их в 3 раза меньше, чем по существующему штатному нормативу?
Реально это приводит к тому, что люди вынуждены принимать больше больных, чем должны делать. У нас на прошлой неделе врачи приняли больных почти в 2 раза больше, чем положено по нормативу (70 по записи и 53 – сверх записи и без записи вообще). Для этого нужно, например, сокращать время работы с документами, либо брать эту работу «на дом». Но такого количества отчетов, как в Центре СПИД, нет, полагаю, ни у кого в здравоохранении. Плюс еще документы, связанные с проведением диспансеризации больных, запросы в разные инстанции и ответы, и т.д., и т.п.… Можно, как вариант, сокращать время приема пациента (с уже отмеченными результатами), но, кровь из носу, принимать всех – не получая за это зарплату. Потому что если нет врача-инфекциониста, но есть ставка врача-инфекциониста, то можно за него работать. А если нет ставки врача-инфекциониста – работать придется бесплатно. Какой вариант действий выбирает врач? По-разному. Во всяком случае, мы никак не можем отказывать в приеме пациентам, которые пришли на прием для получения препаратов для лечения. И, все-равно, очередь на запись через электронную регистратуру сейчас – больше 3 недель.
Очень надеемся, что грядущие проверки службы СПИД (как запланировано Планом реализации Стратегии) смогут сдвинуть эту ситуацию с мертвой точки. А, может быть, и нет. Потому что все усилия (и наши, и Прокуратуры Пензенской области, и главного специалиста по ВИЧ Минздрава РФ) в 2016 году успехом не увенчались”.
Согласно сведениям, размещенным на сайте клинического центра СВМП, кумулятивное число ВИЧ-инфицированных лиц, зарегистрированных в Пензенской области с 1988 года, составило 3 тыс. 521 человек. Кроме того, 288 человек зарегистрированы в городе Заречном.
Всего в Пензенской области (без учета Заречного), число живущих с ВИЧ/СПИД на 31 декабря 2016 года составило 2 тыс. 490 человек, пораженность составила 194 на 100 тыс. населения. Годом ранее показатель составлял 159,3 на 100 тыс.
За 2016 год диагноз «ВИЧ-инфекция» был впервые установлен 408 жителям Пензенской области. Заболеваемость составила 31,8 на 100 тыс. населения. Всего на территории региона — с учетом Заречного и учреждений ФСИН — зарегистрировано 509 новых случаев ВИЧ-инфекции, заболеваемость — 37,7 на 100 тыс. населения.
В том числе было выявлено два случая ВИЧ-инфекции у детей в возрасте до 14 лет.
Источник: aidsexpert.livejournal.com, penzanews.ru