Команда AFEW International провела один день с мобильной амбулаторией в Киеве, которая тестирует на ВИЧ людей, употребляющих инъекционные наркотики.
Социальная работница Татьяна бросила употреблять наркотики и теперь диагностирует по пять случаев ВИЧ в месяц.
Татьяна Мартынюк (54 года) ежедневно объезжает до 10 квартир, а в месяц минимум пять ее клиентов оказываются ВИЧ-позитивными. Она работает в мобильной амбулатории столичного клуба «Эней», где анонимно тестируют на ВИЧ и гепатит С. Проект больше десяти лет поддерживает МБФ «Альянс Общественного Здоровья». Всего в трехмиллионном Киеве ездит пять мобильных бригад организации, и одна смена обязательно ночная – для работы с секс-работницами.
У «Энея» — большая база волонтеров. Это люди в активном употреблении наркотиков. Они предлагают друзьям и знакомым пройти тестирование на ВИЧ, который занимает 15 минут. Если тест оказался положительным, клиента уговаривают поехать в городской СПИД-центр и стать на учет. Соглашаются не все. Половина отмахивается: мол, никуда не поеду, ничего не болит. Мы встречаемся на площади Шевченко – северной окраине Киева. Недалеко живут и наши первые клиенты. Им Татьяна несет тесты на ВИЧ, спиртовые салфетки, презервативы.
Ширку кипятить
Сергей и Ирина встречают в однокомнатной квартире, где много вещей – хозяева несколько лет собираются переделать кладовку. Но денег и сил не хватает. Первой на прохождение теста садится 43-летняя Ирина. Ей выписывают карточку получателя услуг «Энея».
— Попробовала наркотики два года назад – понравилось, — рассказывает она, пряча потрескавшиеся руки. Ира работает посудомойкой, но сейчас осталась без дохода – ресторан закрыли.
Женщина нервничает и берет у Тани сигарету. Соцработница просит Иру самостоятельно сделать тест, чтобы та в случае чего смогла проверить себя без посторонней помощи. Капля крови, четыре капли раствора и долгие десять минут ожидания, за которые Татьяна успевает расспросить, что Ира знает о ВИЧ.
— И самое главное: ВИЧ может быть в ширке, в которую на секунду опустили инфицированный шприц. Если сомневаешься – кипяти, — инструктирует Татьяна и выгоняет посторонних из кухни. Результат на ВИЧ – строго конфиденциальный.
Конфиденциальность не позволяет Татьяне говорить, что партнер – инфицирован.
После теста довольная Ира идет мыть посуду, а к столу подсаживается 33-летний Сергей. Это он подсадил сожительницу на наркотики — сам употребляет 10 лет. Нашему клиенту не интересно слушать про ВИЧ: он спорит, утверждает, что можно заразиться ВИЧ и в кресле стоматолога. Татьяна меняет тему и просит привести знакомых на проверку – изначально изъявили желание еще трое, но в итоге дошел только 28-летний Артем. У него богатая биография, в которой есть 10-летний стаж потребления наркотиков и тюрьма.
«Хочу уколюсь, хочу брошу — я не в системе. Я зарабатываю 18 тысяч гривен на ремонтах и стройках — умею делать все», — хвастается он и тоже затягивается сигаретой.
Помощь принимают от своих
Во время переезда Татьяна рассказывает о себе: 25 лет кололась, а потом перестала – надоело и захотелось перемен. Муж умер, сын спивается, мама – лежачий больной. Сначала она нашла работу дворником, потом устроилась в «Клуб «Эней».
— Я здесь устаю больше, чем когда мела улицу. С каждым надо поговорить, выслушать, организовать. И не осуждать – только от равного они примут помощь, — делится она.
Кажется, что для Тани каждое посещение квартир, где можно достать дозу – вызов и проверка силы воли. Она держится. А чтобы в ее ситуации не терять присутствия духа и с душой делать свое дело, нужен особый талант.
Ветеран Иглы
В квартире Владимира в элитном киевском районе – Оболонских Липках – праздник. Его реальный тюремный срок за распространение и перевозку наркотиков заменили условным. Это был бы уже четвертый срок 54-летнего киевлянина.
— Я уже колюсь 35 лет и сам удивляюсь, как выжил. Все, с кем я начинал, уже на том свете. Я сам готовлю — все рецепты знаю – учился по военно-медицинскому справочнику 1938 года, — рассказывает Владимир.
— Вовчик, какой ты молодец, — восхищается Таня. Беззубый Вовчик улыбается и приглашает посмотреть его ванную, в которой он недавно поменял плитку.
Владимир проходит тест и рассказывает, что собирается вставить зубы и заняться своим здоровьем.
— Я бы без наркотиков не выжил — у меня все штаммы гепатита и так я поддерживаю себя в форме, — объясняет он.
Старший брат Владимира — 59-летний Александр пытается завязать с наркотиками после инсульта и от него пахнет алкоголем – пил водку.
— Вот раньше была жизнь – в 90-х сделаешь ширки тазик и угощаешь всю округу, а сейчас не то время и не та ширка. Героина было полно, — ностальгирует он.
Жены Братьев – Инна и Ирина также употребляют наркотики. Инна торопит Татьяну во время теста – она с утра не успела получить дозу и процедура ее тяготит.
УСТРОИТЬ ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ
— Представляешь, утром проснулась и вижу, что у меня зуб выпал ночью и я его съела, — тараторит Марта. Она работает парикмахером и ее волосы переливаются радугой.
Марта употребляет с 12 лет и говорит, что наркотики в конце 80-х в Киеве были элементом престижа как вишневая «девятка». В ее анамнезе есть семилетний перерыв. Но начала по второму кругу, узнав, что ее первая любовь – ВИЧ-позитивный.
— Он умер, а у меня сорвало крышу. И вообще я не могу жить без иглы — зависимость, — объясняет она.
Марта старается проходить тест раз в год и собирается устроить личную жизнь.
— Таня дай побольше презервативов – мне подруги жениха ищут. Хочу, чтобы принимал наркотики, но не был конченым, и чтобы жилплощадь своя была — я еще родить хочу, — продолжает она.
Таня просит в следующий раз привести подругу на тест – женщина с темной повязкой на голове нервничает и ждет подругу. Она недавно стала вдовой — муж умер от передозировки.
Татьяна сразу же после теста договаривается о встрече со следующим клиентом
Социальная база наркомании расширяется
После трех посещений соцработница устала, но в ее маршрутном листе еще есть адреса на другом конце города.
— Наша программа помогает им контролировать свое здоровье и обезопасить. Я бы еще добавила продуктовые талоны – все сидят без еды неделями, — жалеет Таня подопечных.
Программа снижения вреда среди людей, употребляющих наркотики инъекционно в ОО «Клуб «Эней» стартовала в 2001-м. В 2016 году годовой охват составил более 6000 человек. Из них протестировано на ВИЧ около 80% людей. Сейчас средний уровень выявления ВИЧ среди клиентов — 3,5 %, 80% их которых успешно поставили на диспансерный учет. Уровень наркомании в Киеве неуклонно растет. Среди людей, употребляющих наркотики появились отдельные подгруппы, в том числе ветераны конфликта на Донбассе, переселенцы с Востока Украины.
Яна Казмиренко