В рамках Международной Конференции EECAAC 2018 состоялось обсуждение темы декриминализации секс-работы в контексте противодействия ВИЧ-инфекции. К диалогу об эффективных стратегиях борьби с ВИЧ в среде секс-работников присоединились представители Российской Федерации, Франции, Нидерландов и Казахстана.
Участники поделились опытом региональных организаций в деле информирования целевой группы и вовлечения ее в профилактику и тестирование ВИЧ, а также в борьбу со стигмой. Три года назад они начали “выходить в поле” – работать не в офисе, а непосредственно в среде СР. Активно сотрудничали с администраторами саун, а также женщинами, освободившимися из мест заключения. Активистки проводили тренинги, организовывали пункты тестирования. “Мы решили обучать их всему, что знаем сами, – рассказала Вера Коваленко, представитель екатеринбургской организации «Новая жизнь». – В итоге девочки сами решили, что в одиночку им не справиться с эпидемией и насилием, стали давать нам обратную связь и объединились».
«Когда в Екатеринбурге объявили эпидемию ВИЧ, информация стала очень востребована среди клиентов секс-работниц, – рассказала координатор «Серебряной Розы» по работе с сообществом, Екатеринбург, Жанна Александрова. – Секс-работницы объединились для помощи детям-сиротам и бездомным собакам. Почему? Потому что многие относятся к секс-работницам, как к бродячим собакам,- считают, что лучше бы их не было. А они есть».
Как отметила Жанна Александрова, секс-работницы должны сами обращать внимание на профилактику и риск заражения. Ведь клиенты нередко настаивают на сексе без презерватива, или же тайно снимают с себя презерватив. Поэтому с клиентами также надо работать, чтобы они осознали себя группой риска. Опыт Екатеринбурга показывает, что сообщество может влиять на ситуацию. “Но ни один врач не найдёт в этой среде такого доверия, как действующие секс-работницы“, подчеркнули уральские активистки.
На сессии также перечислили виды насилия над секс-работницами:
Экономическое насилие – когда предлагают больше денег за секс без презерватива.
Психологическое насилие – обман, угрозы, связанные с желанием клиента “опасного секса”
Физическое насилие – побои, связывание, удержание секс-работниц.
Особое место в насилии над секс-работницами занимает государственная политика. Ведь когда девушка обращается за помощью, на нее сразу заводят административное дело по статье “Занятие проституцией”. Кроме штрафа, девушки получают психологическую травму на всю жизнь. “Криминализация секс-работы — это путь к насилию, а насилие ведёт к ВИЧ. Декриминализация будет способствовать тому, что секс-работницы смогут противостоять насилию, защищать свои права и здоровье” – говорит юрист Марина Авраменко, “Серебряная Роза”.
Руководитель казахстанского общественного объединения «Амелия» Наталья Жолнерова подчеркнула, что не стоит путать декриминализацию с легализацией.
“Мы должны говорить не о мнимой легализации секс-работы, которая приведёт к нелегальной секс-работе и невозможности проходить тестирование на ВИЧ, – заявила Наталья Жолнерова. – Мы должны отвергать криминализацию, которая ведёт к нарушению прав, отказу сообщества открывать свои лица и обращаться за медицинскими услугами, подвергаясь насилию. Мы должны внедрять декриминализацию, которая позволит сообществу говорить о своих потребностях, своевременно обращаться за услугами, связанными с ВИЧ и самое главное не подвергаться нарушению прав и сохранять своё здоровье.
Она напомнила, что все люди вправе сами решать, с кем, сколько и как заниматься сексом, и запрет на секс-работу – это запрет личного выбора. Декриминализация позволяет секс-работнице чувствовать себя уверенней, не бояться преследования. Как результат – своевременное тестирование, диагностирование и лечение ВИЧ. Декриминализация сохранит жизни и снизит эпидемию ВИЧ.