«ВИЧ болеют все: от домохозяек — до руководителей предприятий, от асоциальных женщин — до абсолютно обеспеченных. Причины разные и не у всех женщин партнеры ВИЧ-положительные», – именно на женщинах делает акцент акушерка кабинета психопрофилактики женской консультации Елена Васенович.
Первый случай подозрения на ВИЧ у пациентки женской консультации был, по словам Елены Васильевны, в 1987 году. Тогда подозрения не подтвердились и девушка оказалась здорова.
“Когда мы в 1987 году начали здесь работать, в самом начале года рожала очень приличная девушка, – вспоминает акушерка. – Не помню уже, кто в кабинет тогда ко мне пришел, сказав: “У тебя девушка выписалась, у нее подозрение на ВИЧ. Ее нужно срочно вызвать и взять анализы”. В результате я к ней приехала. И под предлогом низкого гемоглобина (не знала, как ей сказать о подозрении на ВИЧ) привезла ее на анализы. Анализы взяли – все отрицательно. Я тогда аж перекрестилась“, — вспоминает акушерка.
ВИЧ и наркотики
К конце 80-х пациентки с подозрением на ВИЧ стали поступать все чаще. Но врачи в женской консультации не могут вспомнить, когда был первый подтвержденный случай болезни.
“Первые девушки с заболеванием были, наверное, очень озлоблены и вели себя достаточно вульгарно: капельницы выдергивали, чтобы капли крови на нас попадали. А у нас тогда и защиты сильной не было, спецпакеты и перчатки кольчужные уже позже появились, – рассказывает Елена Васенович. – Поначалу и роды принимали без перчаток. Но тогда у нас и сифилис не встречался. А в 1995 году сифилис и ВИЧ пошли по нарастающей. Сначала напряжение было у всех. Даже когда перчатки кольчужные появились, не все с облегчением выдохнули. Все равно есть вероятность пропороть их иголкой, когда шьешь, допустим. Женщины были обижены”.
Наибольший наплыв ВИЧ-инфицированных мамочек, по словам Елены Васенович, был в 2002-2004 годах, когда “рожала волна наркоманов”:
“Помимо ВИЧ у них могли быть и сопутствующие болезни – туберкулез и так далее. Таких девушек старались класть в палаты в индивидуальном порядке. Ночью приезжали на крутых машинах, на бинтах в окна поднимали “лекарства”. Тогда и работать было страшно, неизвестно, что они там устроят. Сейчас практически никого из них нет в живых. Они все в “дорожках” были”.
Постепенно, на фоне практики, когда у ВИЧ-положительных родителей рождались здоровые дети, спокойнее стали и врачи и пациентки.
“Сейчас бывает и по две женщины в неделю с ВИЧ поступают – закон парного случая, если поступила одна, то жди вторую. Сейчас такие женщины себя спокойно ведут. Отношение в обществе к этой болезни изменилось. Сейчас созданы все условия, чтобы ВИЧ-инфицированные мамы рожали здоровых детей”, – говорит Елена Васильевна.
ВИЧ и роды
“Внешне не скажешь, что женщина больна ВИЧ-инфекцией. Но мы не знаем, как протекали ее юность и молодость, – говорит акушерка. – Некоторые не один год больны и знают свой диагноз, но при посещении консультации иногда пытаются скрыть. При первом же обследовании тайна становится явью. И тогда женщина признается: “думала, что не узнаете”. Единичны случаи, когда диагноз выставляется впервые. Бывает, что диагноз ставится ошибочно, но такие случаи крайне редки. Ложноотрицательные результаты могут быть, если заражение произошло недавно, то есть человек уже носитель, а организм еще не успел выработать защиту – антитела, которые и находят при обследовании”.
Если ВИЧ-позитивная женщина желает рожать, то ее отправляют в Центр СПИД, где она проходит углубленное обследование и получает специализированное лечение, которое поможет предотвратить заражение ребенка. Даже если предприняты все меры, никто не даст 100-процентной гарантии, что ребенок родится здоровым.
Все зависит от степени заболевания.
“Чем больше стадия, тем больше проблем. Это и преждевременные роды, мертворождения, кровотечения, послеродовые эндометриты. Тяжелее всего протекает заболевание у детей, которые были заражены внутриутробно”, – отмечает Елена Васильевна. – “У каждой женщины своя жизнь, своя судьба, но если она взрослая и может побороться за свое здоровье, то дети, которые родились, могут не дожить до своей юности”.
Кто болеет?
“У большинства ВИЧ-положительных рожениц есть мужья, редко встречаются одиночки. Все они строят планы родить не одного ребенка, а двух — как минимум. Вопрос: для чего? Если вам самим необходимо усиленное лечение и питание. Отвечают «Мы с мужем так решили. Меня заразил муж, но я его люблю, я ему все простила и мы хотим иметь двух детей, – говорит Елена Васенович. – Есть женщины, у которых далеко не один половой партнер. Даже во время беременности. Плюс наркотики. Встречаются и медицинские работники, которые нарушили алгоритм поведения врач-пациент и получили такую проблему. Так как с каждым пациентом необходимо работать, как с потенциально больным, то есть защищать свое здоровье. Никто не отменял спецодежду для забора крови и постановки инъекций, утилизацию использованных игл в специализированные контейнеры. Особенно страшно за молодежь. Некоторые совершенно не задумываются о последствиях сиюминутной страсти. Легко идут на половую связь не задумываясь, что за руки обнимают и губы целуют. Скорее всего необходимо больше проводить с молодежью бесед на эту тему, чтобы они не успели загубить свое «завтра». Родителей подростки не всегда слушают. Хотя и не каждый родитель готов поговорить со своим ребенком на эту тему.
В 2014 году 32 женщины с ВИЧ положительным статусом родили в Серове детей, в 2015 – 33, в 2016 – 23, в первом полугодии 2017 – 8