Криминализация ВИЧ усиливает стигму, перекладывает ответственность за ВИЧ исключительно на ЛЖВ и создает атмосферу ложной эффективности работы государства
Аналитический обзор “Скан криминализации ВИЧ в Восточной Европе и Центральной Азии” рассматривает нормы уголовного и административного права, криминализующие передачу ВИЧ-инфекции в регионе ВЕЦА, а также обновляет информацию по криминализации ВИЧ.
Документ подготовлен Евразийской Женской сетью по СПИДу (EWNA) при технической и финансовой поддержке Глобальной сети ЛЖВ (GNP+).
Специфическое уголовное законодательство по ВИЧ, в той или иной форме, криминализирует постановку в опасность заражения и/или передачу ВИЧ. В нашем регионе уголовные кодексы предусматривают разные формы ответственности и разные сроки наказания для ЛЖВ. Например, в Уголовном кодексе Российской Федерации в статью 122 уголовного кодекса было добавлено примечание о том, что в случае если ВИЧ-положительный человек заранее уведомил своего партнера о наличии ВИЧ, то ответственность за заражение ВИЧ или постановку в опасность заражения не наступает. Некоторые страны имеют аналогичные положения в своем законодательстве, которые могут защитить человека, живущего с ВИЧ, например Казахстан и Молдова.
В таких странах, как Беларусь и Узбекистан, уголовные обвинения могут быть предъявлены человеку, живущему с ВИЧ, независимо от того, желает ли партнер или «пострадавший» возбудить уголовное дело. С 2015 года в Беларуси резко возросло число случаев криминализации ВИЧ-инфекции (по меньшей мере 50 человек были осуждены в Гомельской области в первой половине 2017 года), многие из которых были привлечены к суду, даже в тех случаях, когда ВИЧ-отрицательный партнер заранее был уведомлен о ВИЧ-инфекции и согласился на продолжение отношений.
Российская Федерация лидирует в регионе по количеству обвинений в умышленном заражении ВИЧ и попытке заражения. В 2015 году по основному составу преступления статьи 122 было осуждено 45 человек, в 2016 году – 55 человек, в первом полугодии 2017 года было осуждено 26 человек. Всего за период 1997 года — 1 полугодие 2017 года, 548 людей, живущих с ВИЧ, были осуждены по статье 122 (часть 1-4) и 255 человек — по дополнительной квалификации.
Криминализация ВИЧ является проблемой общественного здравоохранения, поскольку дискредитирует основанные на фактических данных стратегии в отношении профилактики ВИЧ-инфекции, а также лечения, ухода и поддержки ЛЖВ, и игнорирует научные достижения, связанные с риском передачи ВИЧ-инфекции. Криминализация усиливает стигму, связанную с ВИЧ-статусом, и идентифицирует ВИЧ-положительных людей, как потенциальных преступников, что, в свою очередь, повышает дискриминацию. Таким образом, страх перед судебным преследованием может удерживать многих людей, живущих с ВИЧ, от получения необходимого лечения и поддержки, препятствует раскрытию информации и повышает уязвимость людей, живущих с ВИЧ, к насилию.
Уголовное преследование ЛЖВ перекладывает ответственность за ВИЧ исключительно на них, создавая таким образом атмосферу ложного спокойствия остальных членов общества за свое здоровье. Люди думают, что под страхом уголовной ответственности их партнеры предупредят, что у них ВИЧ. В итоге люди не практикуют защищенный секс, потому что считает, если партнер не сообщил о наличии у него ВИЧ, значит он здоров и можно не предохраняться. Криминализация создает атмосферу ложной эффективности работы государства: оно устраняется от реализации эффективных программ информирования и профилактики ВИЧ.