Даниил Кашницкий, программный консультант Региональной программы #Партнерство ВЦО ЛЖВ, выступил дискуссантом на экспертной секции “Морально-этические аспекты правового регулирования международной миграции” в рамках конференции «Миграция и международное право. Мероприятие состоялось в Москве 21 сентября.
«Говоря об этике регулирования миграции я бы хотел предложить вам рассмотреть кейс в сфере здравоохранения. Здоровье мигрантов – это та сфера, где государство может в наибольшей степени проявлять власть и усмирение через непосредственный контроль над телом мигрантов, противодействуя тому, чтобы мигранты громко заявляли о своих правах, – рассказал Даниил Кашницкий.
По мнению Даниила, государство понимает экономическую выгоду от привлечения иностранной рабочей силы, но препятствует тому чтобы мигранты укоренялись, осознавали и отстаивали свои права, строили сообщества. Поэтому в отношении мигрантов поддерживается так называемая намеренная правовая неопределённость (legal uncertainty), о которой много пишет антрополог Мадлен Ривз. Мигранты никогда не знают сколько документов нужно собрать, чтобы быть безупречным перед государством – чтобы иметь право пользоваться медицинскими услугами, право законно работать, право свободно ходить по улице, наконец. Мигрант никогда до конца не знает, к чему еще могут прицепиться полицейские или чиновники.
“Для получения патента требуется предоставить справку об отсутствии социально значимых заболеваний, включая ВИЧ, требуется заплатить деньги за добровольное медицинское страхование, которое на деле не работает. Нужно иметь регистрацию, которую на деле очень неохотно дают хозяева съемных квартир, – подчеркнул он. – И наконец, существует структурная дискриминация на уровне медучреждений, которая негласно поддерживается чиновниками от здравоохранения, а то и порой проявляется во вполне явных высказываниях чиновников о необходимости депортации иностранцев.
Существуют законодательные нормы, на которые мы хотели бы повлиять, сделать их более гуманными, но в конечном счете, даже когда принимаются законы и программы в пользу мигрантов, то все равно, очень важно смотреть, на что реально государство готово выделять деньги. Бюджетирование – это лакмусовая бумага. На что выделяются деньги, то государству и важно, в конечном счете”.
Если российское государство не предоставляет мигрантам доступа к социальным правам, если оно не готово выделать на них даже малую часть денег, которые они сами же платят в государственный бюджет в виде патентных отчислений, это и есть главный показатель государственной миграционной политики, который выражается в вытеснении мигрантов на социальную обочину, считает Даниил Кашницкий.
“В силу нелегальности или полулегальности голоса мигрантов не слышны в политическом лоббировании, – заявил он во время выступления. – Например, объединения мигрантов боятся ставить свои подписи под обращениями в правительство, что прагматически вполне понятно. Поэтому здесь особенно важна роль общественных объединений местного населения. Как сказал в своей презентации Дэвид Оуэн (профессор социальной и политической философии университета Саутгэптона), “когда местное гражданское общество проявляет солидарность с мигрантами, оно показывает государству свою силу и моральную зрелость, тем самым давая посыл, что свои интересы оно тем более защитит”.
Конференция организована Российским советом по международным делам (РСМД), РАНХиГС и Международным комитетом красного креста. Концепция и программа доступны на сайте РСМ.
Полная видеозапись секции “Морально-этические аспекты правового регулирования международной миграции”: