В Кыргызстане количество ВИЧ-инфицированных за последние 10 лет увеличилось в 8 раз: с 826 случаев в 2005 году до 6 730 в 2016-м. Но оценочное количество ВИЧ-инфицированных по стране больше зарегистрированных и составляет, по самым минимальным подсчетам, 8 100 человек. По-прежнему сильной остается стигма в отношении людей, живущих с ВИЧ.
Как сложилась судьба тех, кто открыл свой статус?
Консультант пресс-центра Минздрава Елена Баялинова взяла небольшое интервью у одного из таких смельчаков.
Нурлан Шонкоров открыл свой статус в 2003 году. На данный момент ему 40 лет.
Сдать анализы попросила девушка
– Наркотики я начал употреблять довольно рано. Первый раз в 18 лет. Именно внутривенно. О своем положительном статусе я узнал 16 лет назад. Это был 2000 год. Получилось случайно. Это была инициатива моей девушки, на которой я собирался жениться. Так как я употреблял наркотики, а она нет, то она повела меня сдавать анализы.
13 лет назад я начал заниматься общественной деятельностью в сфере профилактики ВИЧ. Мы создали первую организацию людей, живущих с ВИЧ. Сначала она создавалась совместно с врачами Центра “СПИД”. Я пришел к этому не сразу. Сначала было достаточно тяжело. В то время было сильное негативное отношение к ВИЧ-инфицированным.
Сначала о своем статусе я рассказал близким. То есть открытие статуса, можно сказать, было пошаговой работой. Сначала я изучал проблему и понял, что люди с ВИЧ могут жить и вести полноценный образ жизни. В этом контексте я изучил права человека, схемы лечения. На тот момент мы поняли, что в нашей стране ничего для людей, живущих с ВИЧ, не было: ни лечения, ни поддержки, кроме врачей Центра “СПИД”. Никаких программ.
Сейчас все хорошо
Медицина не стоит на месте. Сейчас лечение в нашей стране доступно каждому нуждающемуся. Я уже более 10 лет получаю антиретровирусную терапию, и это дает почву для того чтобы иметь здоровых детей. Определенный риск остается, но решение завести детей – это решение двух людей: меня и моей супруги. Мы осознано пошли на этот шаг. Слава Богу, у нас трое здоровых детей.
Я продолжаю работать в выбранной сфере деятельности: работаю с ВИЧ-инфицированными, получающими метадон. Мотивирую их начать лечение. Сам с наркотиками я завязал. Честно говоря, были срывы. В общей сложности я употреблял их около 20 лет с перерывами. Я начал употреблять наркотики в 1990-е годы. Это был тяжелый период для страны. Шел наплыв наркотиков. Я попал в одну из криминальных группировок и там втянулся по молодости. Сейчас хожу на заместительную опиоидную терапию. Метадон мне помогает не думать каждый день, где взять новую дозу, и позволяет вести нормальный образ жизни. К тому же, метадон хорошо сочетается с АРВ-терапией.
Сейчас у меня все хорошо.
Источник: zanoza.kg