входит в структуру портала
Новости

Туберкулез и ВИЧ – “импортируемые” болезни мигрантов

09 августа, 2017

Большая часть трудоспособного населения Таджикистана, с населением более 8 млн человек, находится в трудовой миграции в России. По возвращении на родину у некоторых из них диагностируют туберкулез и ВИЧ. Наргис Хамрабаева в материале AFEW разбирается с ситуацией.

Трудовой мигрант из Таджикистана 32-летний Шоди весной этого года вернулся домой из России. Здесь врачи диагностировали у него туберкулез. По словам мужчины, в течение шести лет он был в России на заработках. За все это время выезжал домой лишь пару раз.

Боязнь депортации – причина туберкулеза

«Я работал на стройке. Вместе с несколькими земляками жили в помещении, где всегда было сыро и холодно. Год назад почувствовал недомогание, мучил постоянный кашель, но не стал обращаться за медицинской помощью. Во-первых, не было лишних денег, во-вторых, боялся потерять работу, ведь в случае обнаружения туберкулеза меня ждала депортация. А кто бы кормил потом мою семью? С каждым днем мне становилось хуже и пришлось взять билет домой», — рассказал мигрант. Сейчас Шоди получает необходимое лечение по противотуберкулезной программе и его состояние здоровья немного улучшилось.

Несколько лет назад в Душанбе были представлены результаты исследования по предотвращению распространения туберкулеза, которые показали, что ежегодно сотни таджикских трудовых мигрантов возвращаются из России с этим заболеванием.

Эксперты говорят, что порядка 20%, или каждый пятый, из вновь выявленных больных туберкулезом в Таджикистане являются трудовыми мигрантами.

«Например, в 2015 году из общего числа вновь выявленных больных туберкулезом 1007 случаев или 19,7% пришлось на трудовых мигрантов, в 2016 году – 927 или более 17%», — говорит заместитель директора Республиканского центра защиты населения от туберкулеза в Таджикистане Зоирджон Абдуллоев.

По его словам, исследование показало, что большинство заболевших приобрели эту болезнь в трудовой миграции.

«Основными факторами, влияющими на распространение этой болезни среди мигрантов, являются плохие условия проживания. Большая скученность людей на небольшой площади, антисанитарные условия, а также скудное питание, несвоевременное обращение за медицинской помощью, но самое главное – боязнь депортации из России», — говорит Абдуллоев.

ВИЧ «завозят» из миграции

То же самое многие эксперты говорят и в отношении распространения ВИЧ в Таджикистане. Мол, это «завозится оттуда, из миграции».

Дилшод Сайбурханов, заместитель директора Республиканского центра по противодействию ВИЧ/СПИД в Таджикистане, говорит, что огромное количество таджикских мигрантов отправляется на заработки в страны со значительно высоким, по сравнению с Таджикистаном, уровнем распространенности ВИЧ. Обычно такие поездки сезонные, и по окончанию сезона мигранты, как правило, возвращаются домой.

«Официальные статистические данные показывают рост в динамике числа людей, бывших в трудовой миграции, среди новых случаев ВИЧ в Таджикистане. Так, в 2015 году ВИЧ-положительный статус был выявлен у 165 человек, протестированных под кодом трудового мигранта, из них у 151 мужчин и 14 женщины, что составляет 14,3% от числа всех новых случаев ВИЧ. В 2016 – 155 (14,8%), в первом полугодии 2017 года – 82 человека (13,1%). В 2012 году ВИЧ-положительный статус был выявлен у 65 трудовых мигрантов (7,7%)», — говорит Сайбурханов.

Статистика, по его словам, со всей очевидностью демонстрирует наличие определенных связей между международной трудовой миграцией таджикистанцев и ростом выявления новых случаев ВИЧ.

С этим согласен и Улугбек Аминов, страновой менеджер UNAIDS (Объединенная программа ООН по ВИС/СПИД) в Таджикистане, который также считает, что миграция и ВИЧ является тесносвязанным социальным феноменом.

«Хотя есть предпосылки того, что трудовые мигранты, будучи вынужденными находиться в тяжелых эмоциональных и физических условиях, могут практиковать небезопасное в отношении ВИЧ поведение и, тем самым, подвергнуться риску передачи вируса в странах назначения, но вопрос о степени «импортируемости» ВИЧ в Таджикистан все еще требует всестороннего изучения», – убежден он.

По его словам, прежде всего необходимо учитывать факт, что мигранты зачастую являются представителями особоуязвимых к ВИЧ категорий населения (например, употребляющие инъекционные наркотики) и незнание своего ВИЧ-статуса до миграции затрудняет эпидемиологический мониторинг ВИЧ в дальнейшем. Кроме того, упускается возможность того, что мигрант получит необходимую помощь в специализированном лечении, которое значительно сокращает риск передачи ВИЧ женам и партнерам трудового мигранта в родной стране.

«Поэтому первоочередной задачей специалистов является своевременное выявление и качественное отслеживание инфекции в странах проживания, транзита и назначения, вплоть до возвращения мигранта домой», — отмечает Улугбек Аминов.

Эксперты считают, что среди трудовых мигрантов, как уязвимых групп населения, и их половых партнеров, необходимо проводить комплекс мероприятий по профилактике ВИЧ, инфекций, передающихся половым путем и туберкулеза.

Источник

Login
Remember me
Lost your Password?
Password Reset
Login