входит в структуру портала
EHRN, Новости

Эксклюзивное интервью Анны Довбах, И.о. Исполнительного директора Евразийской сети снижения вреда (ЕССВ)

03 апреля, 2017

“ В этих консорциумах заинтересованы все, кому важен успех и доступ к услугам для уязвимых групп и их финансированию. И если адвокация между разными сообществами будет скоординирована в этом направлении, мы выйдем победителями.”

Анна Довбах,
И.о. Исполнительного директора Евразийской сети снижения вреда (ЕССВ)

Анна, расскажите, что такое страновые консорциумы сообществ и почему возникла идея их создания?

Анна: – Не скрою, создание подобного проекта мы обсуждали очень долго, и с Восточноевропейским и Центральноазиатском объединением людей, живущих с ВИЧ (ВЦО ЛЖВ – прим. ЕССВ) и с другими региональными сетями. Идея того, что НКО, как на региональном, так и на страновом уровнях не должны работать по отдельности, одновременно возникла у многих активистов. Ведь, например, когда мы говорим о финансировании, нас – НКО постоянно ставят в положение конкуренции (по принципу, давайте урежем от одних и дадим другим). Буквально, сталкивают друг с другом. Поэтому возникла идея, что нужно действовать вместе, на страновом и региональном уровне.

Консорциум – это не просто координационные площадки (хотя, и они очень важны). На протяжении своего существования, разные сообщества на страновом уровне получили различный адвокационный опыт и навыки: одни умеют писать законы или национальные программы, другие хорошо описывать эффективность услуг, третьи выигрывать дела в Европейском суде по правам человека, проводить красочные и эффективные уличные акции или координировать антидискриминационные коалиции. В каждой стране по-разному. И вот согласовать эти навыки, прийти к общим принципам адвокации и реализовать их в работе – наша цель.

Как распределены “роли” участников консорциумов?

Анна: – Когда возникла идея формирования консорциумов, мы отстаивали идею 50-25-25. То есть, чтобы кто-то лидировал (но по усилиям, не по финансовому вкладу) и у него были координационные мероприятия. И при этом, все равно должны быть три, а может быть и больше сильные группы, которые делают свой максимальный вклад. Это могут быть инициативные группы, но они как голос сообщества, скоординировано действуют в направлении бюджетной адвокации, противодействия дискриминации, в обеспечении доступа к услугам. И очень важным было создать условия для актуализации разного опыта каждого из партнеров на национальном уровне.

Вы можете привести примеры успешного сотрудничества разных сообществ для адвокации доступа к континууму услуг в связи с ВИЧ?

Анна: – Мы прекрасно понимаем, что у сообществ разные стратегические приоритеты. Для ЛГБТ самым приоритетным будет преодоление стигмы и дискриминации, для потребителей наркотиков – защита от беззакония полиции и обеспечение к доступу услуг по здоровью, для людей, живущих с ВИЧ – доступ к лечению первоочередная, главная, системообразующая задача. Но надо понимать, если речь идет о совместных проектах, нужно определить задачи, общие, совпадающие для всех. Один из наиболее ярких примеров в регионе – это совет сообществ в Молдове, где при страновом координационном комитете создан совет сообществ как механизм национальной координации лидеров. Там разработан механизм ротации секретариата, все решения странового координационного комитета (СКК – прим. ЕССВ) проходят через совет сообществ. В данном совете сообществ настоящие лидеры – не случайные социальные работники, которые готовы принимать решения, влиять на них и брать ответственность. В совете выработаны положения, процедура, которые дают возможность избежать конфликтов, наладить согласование действий – чтобы они были приемлемы всем, а не только одному сообществу. Существование подобного органа при СКК – это важный аспект. И то, что они решат, воспринимается серьезно и принято к действию страновыми игроками, включая государство. И в рамках нашего проекта мы хотим опираться на опыт и практики наших молдавских коллег.

Какие трудности могут возникнуть при взаимодействии в консорциумах?

Анна: – В рамках недавнего регионального совещания консорциумов в Батуми (20-22 февраля, 2017 – прим. ЕССВ), я проводила на эту тему целую сессию. Сложности… Естественно, если обобщить, то первая главная трудность, в том, что при уменьшении финансирования программ, все организации находятся в ситуации конкуренции за ресурсами. Увы, мы не можем дать финансовую поддержку всем. Это может порождать конфликты и непонимание координации. для нас важно научиться конкурировать корректно. Поэтому в консорциуме мы попытались выработать ключевые подходы, каким образом этого избежать, уйти от присвоения результатов общей работы кем-то одним, от отношения к данным консорциумам как к одному из десятков проектов.

Если мы научимся согласовывать решения и самые простые вещи, если запустим эффективный информационный обмен, где все будут иметь доступ к ключевой информации, согласуем все позиции, проговорим все плюсы-минусы, внутреннюю стигму – то такие информационно-координационные платформы смогут существовать и без внешней поддержки.

Какие еще есть ключевые риски? – Очень важный момент, то что сообщества очень разные, по природе своей, по поведению, и может просто не хватить навыков согласовывать интересы, быть толерантными, понимать, слышать друг друга по тем позициям, где мнения совпадают. Самое сложное – переключить свое поведение с модели конкуренции (“я за выживание своей организации”) на модель “нам нужны и полезны все в этой команде”. Потому что только общей силой мы победим. Вот это самое главное.

Какие рекомендации Вы могли бы дать для преодоления эти трудностей?

Анна: – Мы выработали очень четкие операционные шаги, ведь конфликты нужно не решать, их важно предупреждать. Сейчас при планировании национальных планов деятельности мы закладываем сразу, во-первых, обеспечение общего доступа к информации для всех организаций и лидеров, создание общего информационного пространства. И во-вторых, мы планируем механизмы согласования решений внутри консорциумов и между всеми лидерами разных уязвимых сообществ в стране.

В этих консорциумах заинтересованы все, кому важен успех и доступ к услугам для уязвимых групп и их финансированию. И если адвокация между разными сообществами будет скоординирована в этом направлении, мы выйдем победителями.

Login
Remember me
Lost your Password?
Password Reset
Login